Центр Практической Магии
 

     МЕХАНИЗМЫ КАРМЫ

Механизмы кармы. Санскары и Санкальпы.

Вместо того чтобы жаловаться на карму лучше бы разобраться, что это такое и приложить усилия к изменению. Существует распространенное мнение о том, что плохая карма изживается через страдание, отчасти это так, но не всегда. Жизнь в страданиях может усилить негативную карму, каким образом - об этом мы будем говорить далее. Нас больше интересуют активные способы изменения кармы – за счет магических операций или самоосознания.

Темин карма происходит от санскритского कर्मन्, которое переводится как «дело, действие, труд», что явно отличается от того смысла, который вкладывают в этот термин европейцы. Европа понимает карму как воздаяние, причем негативное, чему в немалой степени способствует христианская идеология, построенная на представлениях об изначальной греховности человека и грядущем страшном суде. Сейчас у нас только и говорят что о карме, а между тем в самой Индии с разработкой учения о карме дело обстоит весьма специфически. Индуизм сосредоточил все свое внимание на теориях освобождения из кармы, в то время как сама ее суть раскрывается нечетко и неясно. Второй момент, который осложняет понимание, заключается в том, что карму в индуизме считают главным препятствием на пути к выходу из сансары (цепи перерождений). Такая трактовка вызывает больше заблуждений, чем понимания.

Душа отправляется в свое бесконечное путешествие по мирам и пространствам через воплощения и развоплощения, снова и снова. Не стоит рассматривать развоплощение (смерть) как акт полного выхода из обстоятельств и отношений. Так же как наш ум обладает свойством памяти, так и душа запоминает прожитое. Развоплощение (смерть) выводит человеческую душу из явного участия в какой-то деятельной формации, например, жизни на планете Земля, в германской культуре, в качестве писателя. Однако часть  связей (с наиболее важными персонами, например детьми, супругами) частично остаются в ограниченном диапазоне возможностей (например, может осуществляться помощь, как со стороны тех, кто перешел в тонкий мир – живущим, так и в обратном направлении). Вопрос о взаимодействии, пребывающих в тонком мире и физическом, – отдельная большая тема, в данной статье мы ее рассматривать не будем. Самое важное, что происходит с душой во время воплощения – это приобретение опыта, который становится достоянием души и не исчезает со смертью. Однако, опыт фиксируется достаточно своеобразно, не просто как сухой газетный репортаж о произошедшем, а виде так называемых санскар и санкальп. Термины нуждаются в разъяснениях, поскольку на санскрите каждому из них соответствуют разные значения. Кроме того эти термины обозначают явления имеющие точку схода и зачастую сами носители ведического знания путаются в их различии, смешивая причины и следствия.

 

САНСКАРЫ

В ведической литературе этому термину соответствуют два принципиально разных значения. Первое – ряд различных таинств, жертвоприношений и ритуалов, которые служат переходными обрядами и фиксируют различные этапы жизни индусов и последователей различных индуистских культов. Второе – впечатления от пережитых в прошлых воплощениях событий. Нас интересует второе и вот здесь, если вы решите основательно проштудировать первоисточники, то столкнетесь с серьезными заблуждениями, быть может сами по себе они не так уж и опасны, в конце концов-какая разница каким словом называть то или иное явление, но когда нет четкого понимания причинно-следственных механизмов кармы – это не дает возможности конструктивной работы по ее осветлению.

В целом Санскара в индуизме представляется как подсознательная инерция психики, сложившаяся в результате прошлых жизней.

Один из древних святых мудрецов Вьяса, автор и комментатор многих текстов Вед и Пуран в своих комментариях на Йогу-сутру указывает, что Санскары оказывают значительное воздействие на ориентацию индивида, т. к. прошлый опыт удовольствий создает расположенность к ним, а опыт страданий - к страданиям, но оба фактора обусловливают предрасположенность к действиям, а санскары как таковые заставляют человека мыслить: “Я есмь”, “Это - мое”, “Я знаю” и т. д., а значит, отождествлять духовное начало с тем, что ему непричастно. Санскары находятся в разных режимах активности, и более выявленные подавляют более латентные. Хотя в целом они обусловливают пребывание в сансаре, составляя один из механизмов “закона кармы”, среди них есть более благоприятные, препятствующие иным, более аффектированным.

Вачаспати Мишра – брахман, философ VII века: “Даже и тот, у кого возникло истинное знание, “держится” в силу санскар - как даже после прекращения работы гончара колесо продолжает вращаться в силу инерции... Когда же инерция исчерпается по истечении времени, оно остановится... Санскары - добродетель и недобродетель, пребывающие в теле и вызревающие из содеянных поступков... ”. “Санскары - особый вид истощающегося незнания”.

Сарвепалли Радхакришнан – профессор религии и этики Востока XX века, представляет санкскары как неизбежную цепь умозаключений, ведущую к новому обусловленному воплощению, которое так же порождает цепь умозаключений. По его мнению, может быть создана даже такая санскара, которая приведет к уничтожению всех санскар и завоеванию освобождения.

Лама Говинда называет Санскары инстинктивным волением по инерции, реагированием на ситуацию по сформированному в нашем подсознании образцу.

Шри Ауробиндо – основоположник интегральной йоги: “Самскара - привычка, привычная реакция, порождаемая прошлыми впечатлениями”

Тогда непонятно чем санскара (самскара) принципиально отличается от санкальпы и каким образом прошлые впечатления становятся привычной реакцией?


САНКАЛЬПЫ

Санкальпа - санскритский термин, который переводится, как "решение" или "решимость", т.е. определенные намерения, выраженные в краткой форме. Пожалуй можно без натяжки приравнять санскальпу к понятию о силе воли, но не той, которая принадлежит таким внешним явлениям, как: мужество, настойчивость, решительность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость. Есть сила воли душевная, как способность к управлению процессами тонкого плана. Санкальпа – это сила воли высшего «Я» человека. В индуизме овладение санкальпой – ключевой момент к изменению себя. Но что представляет собой санкальпа до того момента, как человек подготовил себя до такой степени осознания, когда он может ей управлять – об этом практически ничего нет. Было бы неправильно полагать, что до этого момента санкальпа не существует вообще, что она зарождается вместе с организованностью и силой самосознания. Санкальпа существует всегда, как акт намерения души, но это намерение находится под управлением человека кармического.

Дословный перевод термина Санскара (самскара) звучит так – «бессознательное впечатление» и это важно - впечатление, а не инерция психики, как описывает ее большинство патриархов. Инерция образуется потом, как следствие Санкальпы (решения). Сейчас вам все станет ясно. Представьте себе, что три разных человека пережили в прошлом ужасы войны, они все жили в одном месте и испытали одинаковое, это их Санскара – впечатление (но пока оно еще принадлежит сознательному разуму, бессознательным оно станет в следующем воплощении). Санскара у всех троих одна и та же – ужас войны. Однако, в силу того, что их души имеют различную дхарму (понимание законов бытия), обусловленную индивидуальным опытом, различную вивеку (различение, распознавание, способность отличать истинное от ложного), так же обусловленную индивидуальным опытом – происходит различная оценка происходящего. Одна душа примет решение (сформирует санкальпу) – отомстить за пережитую боль и утрату; вторая душа примет решение содействовать всеобщему прогрессу, а душа третьего человека может вообще не принять никакого решения, а впасть в оцепенение, страх, шок.  Со смертью все трое выйдут из контекста жизни (и войны), но их санскары и санкальпы останутся в душе. В следующем воплощении санкальпы всех троих окажутся в бессознательном и превратятся в психическую инерцию. Одного будет тянуть на агрессию, у другого возникнет склонность к творческому труду, а третий будет страдать от слабости, проявлять инфантилизм бездействие.

Можно полностью согласиться с ведантой в том, что Санкальпа, как внутренняя убеждённость, дошедшая до глубин подсознания, регулярно воспроизводится так, что становится реальностью, творит чудеса. Мы лишь хотим прийти к более конструктивному для западного ума пониманию кармы, с тем, чтобы работа над ней могла стать более эффективна. Современная психология не способна объяснить – почему выросшие в одной семье дети становятся совершенно разными по своему характеру и выбирают пути отличные друг от друга, почему из благополучной семьи выходят подчас асоциальные личности, а из неблагополучных – высоко нравственные. Воспитание и среда, конечно, имеют значение, но гораздо сильнее оказываются санскары, таящиеся в глубинах подсознания и санкальпы души. Карма не наказание, а пережитый опыт, переплавленный в индивидуальное мировосприятие, с соответствующими намерениями на будущее.

Как мы уже говорили, страдания совершенно не обязательно ведут к искуплению кармы и переходу к более счастливой жизни. Все зависит снова от принятых решений. Если отношение к страданиям лишено должного понимания, если человек идет по пути жалоб и обвинений всех и вся, живет в зависти к тем, кому досталась лучшая доля, не пытается воспитывать свое тело и мысли, то можно быть уверенными, что вновь сформированная Санкальпа души, приведет в следующем воплощении к еще большим страданиям.

Карма это модель бытия – сила души, помноженная на опыт и убеждения. Карма – величина не фиксированная, она непрерывно меняется в соответствии с осознанием. Самое важное в механизме кармы то, что она формируется в процессе деяния, а не в процессе умозаключений. Понимание происходящего лишь зерно для произрастания возможных будущих плодов. Только реальные действия создадут необходимую силу в душе, но здесь не обойтись без Дхармы в ее более широком значении, как своде универсальных законов мироздания. О Дхарме в последующих статьях.

 

© Юрий Яр. Центр практической магии «Райдо».

 

 

 

При копировании материалов сайта, активная ссылка на http://www.raido-centre.ru обязательна.
© 2006 Центр Практичечкой Магии "РАЙДО"