Центр Практической Магии
 

                    СЕМЕРИЧНАЯ СИСТЕМА ЧАКР

 

Знайте и любите свои чакры.

О чакрах только и говорят в последнее время. Духовные практики уделяют им подчас первостепенное значение, в своих медитациях их «развивают, раскручивают, осветляют, расширяют» - таким образом пытаясь добиться лучшего здоровья или возвышения духовности. Распространено мнение, что нижние чакры де животные - им не следует уделять внимания, разве что очищать от темных вибраций. Верхние чакры превозносятся, особенно сердечная – анахата. А между тем почти никто не дает себе труда непредвзято заглянуть внутрь себя. Люди доверяют мнениям великих авторитетов, как им кажется, хотя великие то, как раз, высказывались по поводу чакр весьма туманно или вообще не давали никаких указаний. Такие гранды, как Будда Шакьямуни, Джина Махавира, Рамакришна Парамахасма, Джидду Кришнамурти, Шри Ауробиндо, Лао Цзы, Бодхидхарма (Дамо), Георгий Гурджиев ни словом не обмолвились в своих учениях о чакрах. В основном европейцам чакры открыл Чарльз Литбитер – теософ конца 19 начала 20 века. К его переводам нужно относиться осторожно, он не был знатоком санскрита, а древние писания крайне сложны для толкования. Его книга «Чакры» является не столько переводом древних текстов, сколько содержит в себе личный опыт автора, а это был человек достаточно оригинальный в своих воззрениях на природу человека, недаром он был исключен из теософского общества, правда потом принят обратно. Именно с его книги началось победное шествие знания о чакрах в европейском эзотерическом мире. Имеем ли мы в лице версии Литбитера (безусловно, он был сильным мастером) и множества появившихся вслед за ней аналогов - истину? Едва ли, потому что визионерский опыт неизбежно претерпевает стадию субъективной интерпретации. Предположительно, в чистом опыте интерпретация должна бы быть если не похожей, как две капли воды, то, по крайней мере, структурно схожей. Практика же многих визионеров показывает расхождение концептуального порядка.

По этому поводу можно найти у мастера Ошо: «Чакры есть, но их число у разных людей разное. У кого-то их может быть семь, у кого-то девять, у кого-то больше, у кого-то меньше». Именно поэтому существует так много традиций. Буддисты говорят о девяти чакрах, индуисты – о семи, тибетцы о четырех, - и все они правы!». Добавлю к этому - даосы выделяют три чакры: нижний даньтянь, средний даньтянь и верхний даньтянь. Мне представляется, что наличие столь разных чакровых моделей не противоречит истине. Мироздание многомерно и человек многомерен в своем устройстве. Человек включает в себя множество различных структур одновременно, все они являются базой существования. Вопрос лишь в том - на чем фокусировать внимание. Достаточно настроить восприятие на какой-нибудь орган тела, железу внутренней секреции, сустав и вы увидите чакру – вращающийся вихрь света. Точно также, сфокусировав внимание на конгломерате внутренних органов, например, находящихся ниже диафрагмы – вы увидите то, что в традиции Цигун называют нижний даньтянь; выше диафрагмы – средний даньтянь; головы – верхний даньтянь. Ведь что такое чакра – это вихрь энергии, в центре которого заключен некоторый смысл, одновременно источник и одновременно функция. Хорошим примером может служить подробное описание 32 чакр, представленное мастером Синди Дэйл. (В качестве одного из вариантов на иллюстрации (справа) представлена картина, датированная 1600 г. из национального музея Непала. На теле человека обозначено 6 главных чакр и 2 на ладонях).

Семеричная чакровая система – выделяется среди других глубиной задач и смыслов. Это система космоса - Божественный жизненно-субстанциональный модуль, созданный ради возможности существования Человека. Беда всех описаний семеричной чакровой системы состоит в том, что она представляется как чисто энергетическая цепь, обеспечивающая ресурсами человеческий организм. Например, мастер Нисаргадатта Махарадж называет чакры «насосными станциями» для праны.  Фактически это так, одна из функций чакр – «качать» прану. Но все же, давайте относиться к святым дарам Господа более трепетно, чакры – это сверхразумные живые существа, со своей душой, понять которую нам не дано. Это столь возвышенные образования, что не стоит уподоблять их насосам. Чакры являются Божественными основами бытия.

 

Система чакр

 

Муладхара – чакра I. Ей необоснованно приписывают свойства агрессии, связывают с самыми низкими страстями, в особенности сексуальными. Более-менее правильно на этом фоне звучит мнение о том, что она ответственна за выживание, продолжение рода. Безусловно, в подавляющем количестве случаев можно видеть, что Муладхара несет в себе агрессию, злобу, извращения, но не потому, что она такая по своей Божественной сути, это человек заставил ее исполнять непотребные роли. Чакра отзывчива, она служит человеку и его целям с великой любовью. Впрочем, если раскрутить ее без меры, то она сожжет все, что окажется в радиусе ее действия – органы воспроизводства, выделительная система, копчиковый отдел позвоночника, ноги. Божественная суть этой чакры заключена в самом основании жизни без всяких условностей и качеств. Жизнь создана для жизни - все прочее следствия. Чакра Муладхара приводит к человеку специфический недифференцированный поток жизни из центра Земли, Луны и других планет солнечной системы. Благодаря деятельности Муладхары человек существует. Известная библейская фраза Я ЕСТЬ СУЩИЙ, как нельзя лучше определяет смысл процессов происходящих в нижней чакре. Самое губительное для деятельности этой чакры – страх человека перед грядущей смертью. Ухудшает деятельность: приверженность авторитетам, гиподинамия, стресс, переутомление.

Итак, появился первый смысл - Я ЕСТЬ! Создан магнетический центр, который притягивает поток праны к человеку и направляет его далее. Вселенная разумна, в ней ничего не происходит механически. Есть смысл, значит, возникает движение, нет смысла – ничего и не происходит. Работайте с чакрами через воссоздание первичной идеи, просто раскручивать, просто осветлять – малополезно. Первый пункт системы жизнеобеспечения налажен. Чтобы поток праны двигался далее необходим следующий смысл.

 

Сватхистхана – чакра II. Часто ей приписывают сексуальность, это не так, с сексом эту чакру соединяет сложная смысловая цепь. Сватхистхана создана Богом-Творцом во имя радости жизни во всех ее проявлениях. В начале творения было сказано – ПУСТЬ ЖИЗНЬ БУДЕТ ПРЕКРАСНОЙ И РАДОСТНОЙ. Чакра Сватхистхана обслуживает чувственный функционал человека. Естественно, секс попадает в категорию удовольствий, таким образом оказывается в ее зоне действия, равно как и все физические и эстетические чувства. На эту чакру особенно губительно действует чувство вины. К обесточиванию ведут в принципе различные моральные ограничения, саньяса, надуманные диеты, бедность, психологические комплексы. Физиологически она связана с кишечником, поясничным отделом позвоночника. Секс – отдельная обширная тема, рассмотреть ее в данной статье нет никакой возможности. Заметим лишь, что воздержание, практикуемое большинством духовных практиков, возникло не случайно, они четко видят, что секс опустошает сознание, причем сознание наиболее высокого порядка. Далеко не каждое удовольствие благотворно для Свадхистханы (только то, которое гармонично для всех других чакр).

Итак, РАДОСТЬ продолжает смысл чистого БЫТИЯ - прана следует далее.

 

Манипура – чакра III. Почему этой чакре приписывают проявление интеллекта – непонятно. С большой долей условности можно согласиться с тем, что она отвечает за власть и богатство. Главным атрибутом Манипуры считается сила воли, отчасти это так, но, можно возразить - волей обладают все чакры. Проведенные мной обширные исследования показывают, что Манипура олицетворяет собой принцип СВОБОДЫ. В силу Божественного промысла человеку дана свобода мыслить и действовать. Я возражаю против того, чтобы считать интеллект проявлением деятельности Манипуры, поскольку интеллект вполне может быть зависимым, это можно наблюдать сплошь и рядом. Правильнее полагать, что интеллект может блокировать работу этой чакры. Развитая Манипура делает интеллект свободным. Воля и свобода – две стороны одного явления. Нет воли - не может быть и свободы, нет свободы – невозможно говорить о проявлении воли. Власть и богатство – условные явления человеческого социума, Манипура не единственная чакра, которая позволяет их достичь, поэтому утверждения некорректны. Манипура имеет большое значение для осознания смысла жизни. Физиологически связана с печенью, желудком, селезенкой, почками, солнечным сплетением. Больше всего деятельность этой чакры нарушают зависимости (психологические и физические) и ложное чувство долга.

СВОБОДА – совершенно необходимая составляющая для движения жизненной энергии (праны), но недостаточная.

 

Анахата – чакра IV. Считается чакрой ЛЮБВИ. Необходимо четко понимать – есть любовь дающая, есть любовь берущая. Анахата заключает в себе Божественный принцип ЛЮБВИ, но этот принцип соотносится только с безусловной отдачей. «Любовь берущая», преобладающая в человеческом обществе, реализуется через вторую чакру Свадхистхану, чем кстати, отравляет ее, занижает частоту вибраций. Анахата связана с сердцем и легкими. Ее деятельность очень сильно нарушается ложными представлениями о любви. Об этом идет речь еще в Евангелии: «Один законник спросил Его, какая же самая большая заповедь. Иисус ответил: - Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: - Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Любовь берущая разрушает не только вторую чакру Свадхистхану, но и саму Анахату, чакра перестает проводить поток жизни, перестает излучать любовь Божественную, заложенную в ней изначально. Заметим также, что в определении этой чакры возникло много путаницы по поводу эгоизма. Да, эгоизм живет в этой чакре, но смотря что понимать под этим словом. Себялюбие двулико - есть эгоизм творца и есть эгоизм потребителя, одно отличается от другого как день и ночь. В Анахате пребывает эгоизм творца. Фактически все заболевания сердца, начиная от инфаркта и кончая разнообразными нарушениями ритма, происходят из-за искаженной любви. Нелюбовь к себе – болезнь, любовь кого-то другого больше себя – болезнь, нелюбовь к Богу – болезнь. Страдают также легкие и грудной отдел позвоночника.

ЛЮБОВЬ необходима для привлечения праны, но недостаточна. Во имя люби и из любви должно совершаться деяние.

 

Вишудха – чакра V. Ей приписывают свойства гармонии, правды, коммуникации самовыражения. С последним можно согласиться, но все-таки более правильно будет назвать ее чакрой ТВОРЧЕСТВА. Самовыражаются все, даже сумасшедшие - творят немногие. Эта чакра создана Богом-Творцом по образу и подобию. Безусловно, она связана с речью и коммуникацией. Сказано: «В начале было слово, и слово было от Бога», и все же смысл в том, что было творение. В Вишудхе слито воедино слово и дело - плохо, когда у людей слова расходятся с делами; плохо, когда повторятся чужие слова. Ничто не разрушает Вишудху так как ложь и безделье, впрочем, не меньше вреда от фанатизма и трудоголизма, молчания и пустой болтовни. Болеет горло, руки, щитовидная и вилочковая железы, шейный отдел позвоночника. Губительна любая деятельность, если в ней нет любви. Или полюбите свое дело – или возьмитесь за что-то другое.

ТВОРЧЕСТВО не последний пункт жизни.

 

Аджна – чакра VI. С этой чакрой в основном работают для пробуждения «третьего глаза», конечно, ясновидение заманчивая перспектива для всех неофиотов. Предназначение Аджны все-таки не в том, чтобы видеть потусторонний мир, это чакра ПОЗНАНИЯ в широком смысле. Существование, удовольствия, свобода выбора, любовь, творчество, все то, что реализуется в предшествующих чакрах, в конечном счете, ведет к каким-то следствиям, меняется мир, меняется человек. Эти следствия должны быть осознаны, соотнесены с реальностью, сделаны выводы – этим занимается Аджна. Пробуждение «третьего глаза» - следствие верного познания. Чакру угнетает невежество, предрассудки, стереотипы.

ПОЗНАНИЕ очень сложная категория. То, что происходит в Аджне доступно человеческому пониманию. Понятия микрокосма (человек) и макрокосма (вселенная) хороши лишь в рамках философии, но не годятся ни в коей мере для действительного понимания того, какое место занимает человек во вселенной, и какая роль ему отведена. Разница между субъектом Человека и субъектом Вселенной не столько количественная, сколько качественная, эта разница бесконечно велика. Из Аджны поток ОСОЗНАННОЙ праны уходит далее, следуя магнетизму следующего центра, находящегося вне человеческого тела (над головой).

 

Сахасрара – чакра VII. Отчасти правильно считается, что данная чакра связывает человека с миром духовным, высшим разумом. Этому можно возразить, что все чакры имеют связь с высшим разумом и миром духовным, как бы могло быть иначе, ведь их создал Бог-Творец. Тот же «третий глаз», разве он не является проекцией Всевидящего Ока? Разница в том, что Сахасрара, в отличие от низлежащих чакр, связывает человека с тем, что НЕПОЗНАВАЕМО в принципе. Это чакра веры в Бога, но поверьте, не у всех даже самых рьяных верующих она развита. Намного лучше обстоят дела у тех, кто придерживается мнения о неисповедимом Боге, кто доверил свою судьбу тайне. Бог есть тайна Мира, а Мир есть тайна Бога. Работать с Сахасрарой в буквальном понимании не следует, она не принадлежит человеку. Отрешенность и доверие к Богу – лучшее, что можно сделать.

 

Итак, чакры являются в первую очередь смысловыми принципами Бытия и только во вторую очередь энергетическими центрами. Следование смыслу создает поток жизни. Чакры разумны и самодостаточны, непосредственно они не управляют тканями и органами тела человека, но предоставляют телу базовые вибрации для жизнедеятельности.

Ошибочно увязывать чакры со стихиями мироздания: эфир, воздух, огонь, вода, земля – это совершенно иные субстанциональные начала мироздания.

Ошибочно проводить параллели между чакрами и уровнями сознания, хотя тех и других – семь: эфирный, физический, астральный, ментальный, кармический, буддхический, атмический. Чакровые принципы устанавливают координаты для построения жизни, планы сознания можно сравнить со ступенями иерархии разума.

Обратите внимание. Семичакровая система действует эффективно только тогда, когда все чакры сбалансированы относительно друг друга. Прежде чем пускаться в поиски смысла жизни, посмотрите - насколько имеют место быть в вашей жизни смысловые принципы каждой из семи чакр. Сплошь и рядом можно видеть попытки, когда пытаются творить, но несвободны; пытаются любить, но без радости; пытаются стать свободными, но не обращают внимания на образование. Так ничего не получится. Смысл рождает жизнь, а не наоборот. Люди гоняются за каким-то призрачным счастьем. На самом деле, счастье возможно, вот его слагаемые:


ВЕРА В БОГА

ПОЗНАНИЕ

ТВОРЧЕСТВО

ЛЮБОВЬ

СВОБОДА

НАСЛАЖДЕНИЕ

БЫТИЕ

 

 

© Юрий Яр. Центр практической магии «Райдо».

 

 

 

 

 

Чакры человека

При копировании материалов сайта, активная ссылка на http://www.raido-centre.ru обязательна.
© 2006 Центр Практичечкой Магии "РАЙДО"